БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
Москва и область
Санкт-Петербург и область
Многоканальная бесплатная горячая линия

Москва и МО +7 (499) 110-35-21
С-Петербург и ЛО +7 (812) 334-11-75
Бесплатный звонок по России

Партийная номенклатура и российская государственная служба

В условиях развала партия большевиков сохранила всероссийскую организацию: ячейки на фабриках, заводах, на селе (хотя и не в таком масштабе, как в городе), в армии, в массовых организациях (профсоюзы. Советы и т. п.), работоспособные партийные структуры на всех уровнях — ЦК, областные бюро (области объединяли несколько губерний), губернские, городские, районные комитеты. В силу этого она выступала готовой основой для формирования структур власти. Кадровый корпус государственных служащих формировался прежде всего из членов РКП(б). Принципы отбора кадров первоначально были простыми: личные контакты видных большевиков с будущим назначенцем по революционной деятельности; выяснение социального происхождения и степени политической преданности целям большевистской партии. В 1920 г. 53\% коммунистов являлись служащими советских учреждений. Власть по форме оставалась советской.


Важноimportant
Бюрократия советского периода отличалась особой «чистотой» с точки зрения происхождения, воспитания, социальной принадлежности. Она не была отягощена сословными, наследственными наслоениями, как, впрочем, и образованием. Она происходила в основном из низов. Советская бюрократия жила по жестким правилам, которые касались всех сторон жизни, включая личную.

Инфоinfo
Выделение из общего унифицированного фона осуждалось. Унификация социальной жизни выражалась даже в одежде, которая играла роль знаковой принадлежности к определенному слою в социальной иерархии. А.А. Сольц в докладе о партийной этике, прочитанном в Коммунистическом университете им.

Я.М. Свердлова в 1925 г., говорил: «…Если человек внешне будет, так сказать, резко отходить от тех масс, которые он представляет, то мы сами затрудним себе борьбу и отдалим время проведения наших идей в жизнь» [13].

Партийная номенклатура и российская государственная служба

При всех положительных моментах этой работы были и негативные проявления: формализм, бюрократизм, протекционизм.

Характерной особенностью кадровой политики в советскую эпоху было то, что за годы советской власти высокими темпами шло развитие ведомственного госаппарата страны. Так, если по Конституции СССР 1924 г. было образовано 10 общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов, по Конституции 1936 г. — уже 23, а в 1940 г. их было более 50. На 1 января 1983 г. Закон о Совете Министров СССР закрепил перечень отраслевых органов государственного управления, в котором насчитывалось 84 министерства и ведомства.
Это обстоятельство отражалось и на работе с резервом управленческих кадров.

Особенным для государственной кадровой политики в СССР было то, что работа по подбору и расстановке кадров была целенаправленной и имела довольно стройную организационную структуру.

В рамках этого государственного задания, в частности, был реализован проект по созданию унифицированной, единой для всей страны номенклатуры должностей. Соответствующий документ под названием «Единая номенклатура должностей служащих» (ЕНДС) был утверждён постановлением Госкомтруда СССР от 9 сентября 1967 года № 443. Принятие ЕНДС поставило работу партийных организаций с кадрами на единую основу, унифицированную в масштабах всей страны.
По ЕНДС всем должностям были присвоены 4-значные коды, классифицированные в зависимости от объекта руководства. Предметом работы высших партийных органов стала 9-я группа номенклатуры, состоявшая из 20 разновидностей руководителей предприятий и учреждений. 8-я группа состояла из 80 разновидностей руководителей служб и подразделений на предприятиях и в учреждениях[13].

Число должностей в номенклатурных списках год от года менялось.

Учебник: Государственная служба

4. советское чиновничество

Формирование после прихода партии большевиков к власти в октябре 1917 г. новой государственности, получившей название советской и просуществовавшей более семи десятилетий, привело к коренным изменениям в принципах управления страной и организации государственной службы.

Из «царства свободы» в «царство необходимости»:

первые годы советской власти

Большевистская партия, став правящей, под влиянием постулатов марксизма о самоуправлении трудящихся, при котором исчезает понятие управления как профессиональной сферы, первоначально ориентировалась на отказ от услуг дореволюционной («старой») бюрократии и чиновников вообще, заменив их выборными от народа. Декрет ВЦИК и СНК от 24 ноября 1917 г.

Сталин, прекрасно понимало, что профессионально подготовленные кадры — важнейший государственный ресурс, по своему значению не уступающий материально-техническому или сырьевому ресурсу.

Приоритетными направлениями государственной кадровой политики в СССР являлись:

§ формирование и укрепление политической группировки партийного вождя, обеспечивавшей политическое руководство страной;

§ военно-кадровая политика заключавшаяся в подборе и расстановке высших военных кадров;

§ кадровая политика в хозяйственно-экономической сфере;

§ укрепление и развитие партийно-советского аппарата, т.е. старшей и средней номенклатурной категории кадров.

Основателем партийно-советской кадровой политики был Сталин, который умело использовал кадровый метод в реализации задач и функций государственного управления.

И Концепция и Программа выделяют в качестве важнейшей проблемы отсутствие целостной и комплексной системы правового обеспечения государственной службы в РФ.

Важной вехой в развитии законодательства РФ о государственной службе стал Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Отменив ряд положений базового Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» кардинально изменил существовавшее понятие и законодательное определение государственной службы.

Из анализа ст. 1 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» можно вывести несколько новых признаков, характеризующих государственной службу:

1. Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность.

  • ↑ Возраст членов Политбюро при Брежневе станет стандартом для чиновников РФ — Люди : Власть / infox.ru
  • 1 2 Эволюция номенклатуры: от советской к российской (англ.). Дата обращения 22 октября 2018.
  • ↑ Юлий Нисневич Номенклатурное проклятие России // gazeta.ru, 21.02.2011
  • ↑ Номенклатурное проклятие России, Газета.Ru. Дата обращения 22 октября 2018.
  • ↑ Номенклатура в современном государстве.
    (англ.), Политическое образование. Дата обращения 22 октября 2018.
  • ↑ Суверенная бюрократия (рус.). Радио Свобода. Дата обращения 22 октября 2018.
  • ↑ Государственное управление в СССР в условиях научно-технической революции / М. И. Пискотин.

В государственных органах, общественных организациях и учреждениях существовали иные штатные должности, связанные с исполнением основных функций соответствующего органа, организации, учреждения. Зачастую категория госслужащих понималась тождественно категории служащих, т.е. работников, занятых умственным, а не физическим трудом. Должности служащих существовали в непроизводственной сфере, а также в органах управления промышленных предприятий.

Все государственные гражданские служащие СССР с точки зрения должностной классификации относились к категориям руководящих, инженерно-технических работников, специалистов и служащих.

Классификация должностей служащих была установлена в Тарифном справочнике, изданном Госкомтруда СССР в 1969 г., в который позднее вносились изменения[9] [10].

  • руководящих партийных и советских кадров республиканского, краевого и областного звена без отрыва от работы (Заочная высшая партийная школа при ЦК КПСС);
  • руководящих партийных и советских кадров для сельских районов (21 советско-партийная шкала);
  • профсоюзных кадров (Московская и Ленинградская высшие школы профдвижения);
  • комсомольских работников (Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ).

Интересен опыт ротации и подготовки такой категории кадров, как институт инспекторов партийных органов. Эта должность была кадровым «трамплином» для перспективных ответственных работников. Как правило, секретаря горкома партии, проявившего себя положительно, назначали инспектором ЦК компартии союзной республики, который курировал одну или две области.

Вниманиеattention
Появились черты, свидетельствующие о превращении бюрократии в наследственную, возросла роль родственных связей. Под некоторых членов семьи Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева создавались министерства, которые они должны были возглавить.

К концу жизни Брежнева в составе ЦК КПСС оказались его сын (первый заместитель министра внешней торговли), его зять (первый заместитель министра внутренних дел). То же происходило и на других этажах управления — родственники и близкие секретарей республиканских ЦК, крайкомов и обкомов получали престижные должности в госаппарате и преимущества при продвижении по службе. Брежневское время называют золотым веком номенклатуры, когда ее жизнь отличалась стабильностью, относительно высоким уровнем материальной обеспеченности и уверенностью в прочности своего статуса.

Ю.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *