БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
Москва и область
Санкт-Петербург и область
Многоканальная бесплатная горячая линия

Москва и МО +7 (499) 110-35-21
С-Петербург и ЛО +7 (812) 334-11-75
Бесплатный звонок по России

Система конституционного права основанное на принципах права

система конституционного права основанное на принципах права

Данный критерий позволяет говорить о принципах, аккумулирующих общие ценности, вое принятые конституционно-правовыми системами большинства государств (например, народное представительство; свобода личности, территориальная целостность), в их возможных модификациях, ориентированных на конкретно-исторические условия того или иного государства (например, верховенство парламента или баланс властных полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти; унитарная или федеративная формы государственного устройства)»1Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М.: Юристъ. 2001. С. 172.. По сути такие принципы привносят идею о том, какими должны быть институты конституционного права.

По значимости и систематизирующей роли.

403 forbidden

Так, принцип равноправия в широком смысле, заложенном в этой идее, проявляет себя как необходимый атрибут демократического государства, что диктует причисление его к разряду общеправовых и межотраслевых принципов. Вместе с тем он включается в систему принципов, определяющих в демократическом государстве конституционно-правовой статус личности (равноправие граждан), принципов, закрепляющих в симметричной федерации конституционно-правовой статус ее субъектов (равноправие субъектов), а также принципов, устанавливающих в двухпалатном законодательном органе правовое положение палат (возможно, их равноправие).

На систему конституционного права оказывают влияние многие факторы, связанные с особенностями политического и социально-экономического развития страны.

Принципы конституционного права

Важноimportant
Независимое правосудие. В Конституции РФ закреплены важные положения: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства11 Ст.

118 ч. 1 и 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г.. Разделение единой государственной власти на три ветви выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма.

6. Правовое государство. В ст. 1 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»22 Ст. 1 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г..

Например, идея правового государства получила закрепление в Конституции РФ и воплотилась в конституционно-правовой характеристике государства (ст. 1), принцип равноправия граждан в равной мере выступает и правовым установлением (ч. 2 ст. 6), и теоретическим построением. То же самое можно сказать и о принципе разделения властей (ст.
10).

Инфоinfo
Однако принципы-идеи по содержанию богаче принципов-норм. Они допускают различные варианты их нормативного воплощения в рамках заложенной в них идеи.

Принципы-нормы всегда конкретны, что диктуется необходимостью их реализации и воплощения в правовых правилах поведения. Грань между принципом-идеей и принципом-правилом весьма условна.

В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия.

Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах.

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления.


Структура института включает следующие части:1)Президент РФ;2) Федеральное Собрание Российской Федерации;3) Правительство РФ:4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Институт местного самоуправления.

7.

Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права»11 Баглай М.В.

Вниманиеattention
Конституционное право Российской Федерации. — М., 2007. С. 20..

Итак, общими принципами конституционного права являются:

1.


Суверенитет народа.
Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме.

Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Согласно ст. 66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. Данный принцип отражен в ст. 69, которая устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов.

4.
Институциональные правовые принципы — это определяющие идеи, складывающиеся в основных предметных сферах (правовых институтах) конституционного права. К ним относятся принципы организации и осуществления власти, основ правового положения личности, государственное устройство и административно-территориальное деление, системы органов государственной власти и местного самоуправления.

5.

Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия «равенство». Последнее является материальной основой равноправия.
Равенство — более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Фактическое равенство невозможно в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка. Исходя из этого должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Данное положение закреплено в Конституции РФ, ст. 19 которой устанавливает: «Все равны перед законом и судом». И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка…

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, основания возникновения, изменения и прекращения.

Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Принцип гуманизма.

Гуманизм в широком смысле слова означает исторически меняющуюся систему воззрений на человека в обществе, проникнутых уважением к личности, ее достоинству. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность и раскрывает одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу, безопасность и др.

Форма правления Российской Федерации — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в Российской Федерации.

В соответствие с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

· правление государством является коллективным, а не единоличным, как в монархии;

· высшие должностные лица и законодательные органы избираются народом, причем выборы не носят формальный характер, а являются свободными;

· государственные органы, высшие должностные лица избираются на определенный срок, а не выполняют свои функции пожизненно;

· осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *